Руководство по игре - Чем One-Team сильно напоминает реальный футбол
Если вы собираетесь это читать, то не надо(с) Чак Паланик
Вступление
Вряд ли кто-то из активных и опытных игроков сможет и захочет дочитывать это всё до конца, так что будем надеяться и рассчитывать, что текст увлечёт новых и не настолько искушённых менеджеров. Хотелось бы заранее подчеркнуть, что большинство описываемых ситуаций имеют довольно схематичный и грубый, своего рода обобщающий, где-то даже художественный образ. По понятным причинам, учесть все тактические и игровые нюансы при глобальном взгляде на те или иные игровые элементы/схемы, не представляется реальным. Всё описываемое - субъективный взгляд на игру, никоим образом не претендующий на истинный и единственно возможный.
Эта статья родилась случайно. По большому счёту, у неё даже нет как таковых целей и задач. Скорее, это просто поток мыслей, пришедших в конечном счёте к той точке, к тому выводу, к которым приходил и ранее: несмотря на все условности мира OT, несмотря на своего рода "топорность" в ряде игровых элементов, несмотря на волны критики, игра всё равно была и остаётся максимально приближённой к реалистичности, к настоящему футболу, пусть даже и с определённой скидкой на своеобразие тех самых исключительно игровых компонентов.
Многогранность и приближённость к реальности
Есть один тонкий момент, цеплявший в ещё самых ранних версиях игры, сильно отличавшихся от сегодняшнего варианта, не только в плане работы генератора, но и многими элементами игрового мира. Так вот, этот момент - многогранность. Вопреки распространённому мнению, что все действия и рецепты успеха на поле сводятся к "пауку" и комбинации AM-CF, даже в старых версиях игры, где эффективность определённых схем (в частности, того же "паука" и, например, 1-4-1-3-1 SW) была ощутимо выше, всегда была возможность выстраивать свою игру по-другому. Скажем так, ориентируясь на возможности команды, на возможности игроков, и определив вектор развития в соответствии со своими вкусами/взглядами. Да, далеко не факт, что это могло/может привести к серьёзному успеху, как быстрому, так и даже на длинной дистанции. Не факт, что ты непременно выбьешься в лидеры и сможешь сражаться с топ-клубами. Но в определённых рамках, грубо говоря, на уровне внутреннего первенства, при наличии вдумчивого подхода и достаточных временных затрат, успех, можно сказать, всегда был практически гарантирован.
Хорошо помню свои эксперименты в старых версиях, скажем, по развитию вингеров-универсалов и ставку на максимально нетрадиционные способы игры. Однако, пожалуй, нет смысла вдаваться в настолько лютый артхаус, а гораздо интереснее поговорить о том, какие варианты развития есть в сегодняшнем One-Team, с учётом того, как функционирует именно сегодняшний же генератор.
У всех, конечно, совершенно разные ассоциации. У многих они могут быть полярными, противоречащими друг другу. Однако я вот лично замечаю, что, всякий раз обращая внимание на тот или иной игровой нюанс, волей-неволей сравниваю его с аналогичной ситуацией из реального футбола. Пусть даже, опять-таки, всё это, разумеется, происходит с приличной скидкой на детали, присущие только футболу вантимовскому. Иными словами, хочется отдельно выделить ещё один момент, помимо многогранности. Это сходство с футболом настоящим. Да, именно так. Как бы дико это ни звучало для многих пользователей, а не исключено, что и даже для админов проекта. Попробуем выделить из довольно внушительного количества аналогий несколько наиболее любопытных в плане анализа и актуальных на сегодняшний день.
ПЕРВАЯ ФАЗА БИЛДАПА
Одним из ключевых элементов современного футбола, а в представлении многих так и вообще основным, является билдап - т.е. продвижение мяча, переход из обороны в атаку. В OT это, разумеется, тоже исключительно важный компонент. Со скидкой на то, что в нашем случае частенько значительно более серьёзное влияние на эффективность билдапа оказывает не сторона, владеющая мячом, а соперник (читай-CM с отбором). Однако мне всё же хотелось бы посмотреть на эту часть игры именно с точки зрения команды, начинающей атаку. Тем более, что в данном контексте имеет место часто являющийся весьма недооценённым момент. Или, если быть точнее, навык. Речь, разумеется, о пасе. Если отбор - важнейшее умение в плане разрушения, то без натренированного паса не может быть и речи о каком-либо построении атак, особенно при противодействии как раз оппоненту с высокими навыками отбора на высоких же позициях.
Примечательно, что пас нередко играет важнейшую и решающую роль далеко не у хавбеков, а у защитников и даже вратаря. Первое и минимальное требование в культуре паса игроков задней линии - хотя бы избегать привозов. Второе - умение отдавать первую передачу, начинать и направлять атаки в нужное русло. Разумеется, суровые условия игрового мира диктуют необходимость качать защитникам отбор и только отбор. Это оправданно, по-другому играть невозможно, и часто бывает, что одного только этого оказывается достаточно для достижения положительных результатов. Но для качественно нового скачка на иной уровень этого всё равно будет мало.
Помню 19-20 летнего опорника с отбором около 70 и пасом что-то в районе 30 (сейчас он уже перепрофилирован на CM и пас прокачал). При прочих равных, парень мог выгрызать вообще всё в опорной зоне, даже будучи уже уставшим. Несмотря на его низкий общий уровень, отсутствие талантов и т.п., одного только этого могло хватать для нуля в графе "забитые голы" у соперника. Однако низкий уровень паса у игрока на столь важной позиции часто может стать настоящим камнем преткновения, особенно в ситуации, когда он устал, а нужно отыгрываться, атаковать. Если стараться всё-таки сократить все эти размышления, то в конечном счёте я нашёл один довольно простой ответ на вопрос "как же быть с тем, что если одному защитнику ещё можно прокачать пас, то всем - просто невозможно"?
Вот здесь мы как раз приходим к пресловутой вариативности и многогранности. На OT есть такая прекрасная вещь как совмещение. Прокачивается оно довольно легко, а на выходе даёт просто уйму тактических и игровых вариаций. В ситуации, когда у соперника есть только один очевидный вектор развития атаки, и он совпадает с рабочей позицией того самого игрока с сильным отбором и слабым пасом, всё чётко и понятно. Именно он один останавливает атаки оппонента, в то время как выход из обороны проводится через другие зоны. Это распределение обязанностей позволяет снизить нагрузку как на этого защитника, так и на футболистов, начинающих атаку, максимально увеличивая по дистанции матча эффективность всех действий линии обороны. Работает такая схема сверхэффективно в ситуации, когда у оппонента есть один крутой игрок. Подобным образом даже без талантов (впрочем, лучше иметь хотя бы рабочую тактику) частенько можно полностью выключить из игры МП, проверено на практике. Правда, нужно оговориться, что МП тот самый - фланговый игрок. Для того же, чтоб такого рода подход работал не только несколько раз за сезон, а на постоянной основе, и нужно наигрывать максимальное количество совмещений максимальному количеству игроков. Тогда количество вариаций перед каждым матчем будет зашкаливать. В футбольном мире это называют "приятной головной болью для тренеров".
ВТОРАЯ ФАЗА БИЛДАПА
С выводом мяча со своей трети в центральную стартует второй этап перехода из обороны в атаку. Как правило, в этот момент функции продвижения мяча переходят от вратаря и защитников к хавбекам. И здесь в нашем игровом мире начинаются самые большие трудности для команды, владеющей мячом, т.к. на сегодняшний день даже средней руки клубы нередко обладают сильными CM с хорошим отбором. Надо полагать, в последнее время многие были разочарованы прежде порой неплохо работавшим вариантом с продвижением мяча через фланги с использованием длинного паса. То ли после изменений в генераторе, то ли по мере роста навыков отбора в игровом мире, фланги действенными быть перестали, а два СM с отбором в "пауке" стали приговором к переходу через центральную линию даже вдоль бровок. Признаюсь, по-настоящему эффективного решения этой проблемы я по-прежнему не нашёл, а единственными наглядными случаями, когда эти жуткие центральные хавы начинали "проседать", были ситуации с их усталостью (впрочем, если на скамейке у соперника есть равноценная замена, тогда трындец).
Тем не менее, есть рискованный и неочевидный, но интересный с точки зрения вариативности способ (не проверен на практике): если для снижения эффективности отбора в центральном круге необходимо "загонять" CM-ов, значит, на эту зону и нужно нарочито давить, вне зависимости от навыков и возможностей собственных игроков. Иначе говоря, играть только через центр (хотя, в принципе, по умолчанию почти все так и делают), даже если каждая атака обречена на потерю мяча. Я бы даже сказал, ОСОБЕННО если она обречена. Ведь именно максимальное количество игровых действий быстрее утомит центральных хавбеков оппонента. Тогда плюс-минус к 70-й минуте эта стена будет пробита, и соперник лишиться своей основной силы. Нет сомнений в том, что она таковой в большинстве случаев и является, особенно при игре уязвимым "пауком". Единственное условие, которое должно быть соблюдено для целенаправленного выматывания ключевых игроков противодействующей стороны, - это железобетонная оборона, вратарь с реакцией или какие-то ещё явные "плюшки" на своей трети. В противном случае, каждая вторая потеря может завершаться пропущенным мячом, и к исходу часа игры побороться за положительный результат уже будет невозможно.
ПРЕССИНГ, КОНТРПРЕССИНГ
Второй предельно важный и прямо противоположный предыдущему футбольный элемент - переход из атаки в оборону. Используется он в чистом виде по странному стечению обстоятельств далеко не так часто и вообще не пестрит разнообразием, в то время как билдап, напротив, имеет по умолчанию широкое количество всевозможных вариаций. Пожалуй, основная причина различий в том, что оперативно перестроиться на исходные позиции после потери на чужой половине поля - значительно более сложная задача, нежели старт с позиций исходных. Возможно, во многом именно поэтому в условиях интенсивности современного футбола особенную популярность приобрёл агрессивный прессинг, имеющий немалое количество подвидов. Я бы сказал, что, при всей энергозатратности и рискованности частого использования этого элемента, в конечном счёте, он всё же намного проще и доступнее, нежели оперативное перестроение линий. Более того, именно эти доступность и простота позволяют использовать прессинг и достигать за счёт него успеха не только топ-клубам, но и командам уровня даже ниже среднего, не имеющих в своём арсенале игроков со сколько-нибудь развитыми и универсальными навыками. К примеру, "Хетафе" Бордаласа, где агрессивная игра на чужой половине была возведена в абсолют и сделана базовым элементом действий команды, смог благодаря этому на определённый временный период стать грозой не только испанских топ-клубов, но и серьёзной силой на международной арене.
Вообще, подобных примеров немало, в то время как, если говорить, прежде всего, о наглядности, то с ходу вспомнить какую-то свежую иллюстрацию регулярно эффективного и оперативного возвращения в оборону без использования попытки агрессивного отбора едва ли удаётся. Разве что "Лейпциг" при Тедеско стал демонстрировать элементы дисциплинированности и должной компактности. Изредка это удаётся "подвальным" командам, которые не любят рисковать и изначально ставят осторожную игру - что-то подобное доводилось видеть в Италии. Но не более того.
В нашем же случае (а мы ведь говорим про Ван-Тим, если ещё не забыли) переход из атаки в оборону, в принципе, по сути, отсутствует как класс. Забавно при этом, что даже здесь существенных различий с реальным футболом по вышеуказанным причинам не наблюдается. Так вот, по большому счёту, в OT активно используются только два вида настроя: "глухая оборона" и "все в атаку". Первое изначально подразумевает условное сидение в низком блоке, второе - как раз условно отражает тот самый современный футбол, где, жертвуя насыщенностью пространства за спинами прессингующих игроков, возврат владения в большинстве случаев стремятся достичь за счёт агрессивной игры без мяча. Разница только в том, что в реальном футболе чаще используется контрпрессинг, т.е. мгновенное включение движения без мяча при триггере в виде потери даже на высоких позициях, а в OT ставка делается на отбор в центре поля.
Тем не менее, при желании и в нашей игре отбор можно осуществлять раньше. Ведь почти также действенен он может быть как у вингеров/крайних хавбеков, так и (и особенно) у AM. Другое дело, что прокачать такого монстра, чтоб он мог и регулярно раздавать голевые передачи, и быть разрушителем, крайне тяжело, и для этого должно сложиться определённое количество факторов. Тем не менее, AM с отбором может решить исход матча в самый нужный момент, и это одна из неочевидных и красивых прелестей игры. Можно подчеркнуть, что в большинстве случаев эффективным этот ход может стать как раз за счёт указанного в первой главе отсутствия культуры паса у защитника.
Заключение
Наверное, здесь всё-таки стоит закруглиться. Если кому-то будет интересно, и когда накопится определённое количество дополнений по теме, можно будет пробовать сделать продолжение материала. В частности, например, в одной из предыдущих статей я грозился поднять вопрос о взаимодействии пары форвардов в схеме 3-5-2 (SW) и о работе с настройками в этой формации.
P.S. Некорректно будет выделять кого-то лично, хотелось бы поблагодарить всех, кто старается поддерживать журналистику на проекте. Порой удаётся прочитать действительно очень хорошие статьи, и ваша работа во многом вдохновляет.
38
973
(515)
30 Марта 2022 09:26:22